Никто не желает у себя в кофейне текучести персонала, тем более, если речь идет о бариста. Поэтому следует уделять особое внимание любым мелочам. Бывают ситуации, когда руководители вместе с бариста выходят за стойку в одну смену, или ведут себя так же, как бариста,– в этом нет ничего плохого, даже наоборот. Но иногда, «заигравшись в бариста», руководитель невольно перестает понимать свою роль: кто он все же, «начальник» или «друг»? А с позиции бариста такие игры руководства выглядят следующим образом: в один день руководитель приходит на работу как начальник, раздает приказы, строит всех по струнке, а в другой – становится за барную стойку, улыбается, шутит, ведет себя, как друг. Возникает непонимание того, как относиться к начальству – как к другу-напарнику или как к начальнику. Словом, нужно обязательно искать баланс, но если не получается, лучше оставаться просто начальником.
Есть еще и такая проблема – восприятие профессии бариста в России. К сожалению, к ней пока еще относятся не слишком серьезно, как к временному занятию. При таком подходе и рас- чет зарплаты соответствующий, и частая смена состава бариста… Да и сами бариста вряд ли планируют оставаться в этой профессии в течение всей своей жизни. Возрастных бариста за стойкой, как это бывает в Европе, у нас не встретишь. Важно менять отношение к этой профессии – она, так же, как к любое другое профессиональное занятие, требует специальной под- готовки, постоянного профессионального совершенствования и уважения. Словом, нужно обязательно дать понять бариста, что в заведении его мастерство, творческий подход и владение профессией ценят.
Прорабатывая план развития на продолжительную перспективу, необходимо подумать и о том, насколько долго вам нужен в команде тот или иной бариста. Следует разобраться, какими могут быть его планы. Поставив себя на его место, вы увидите,
что рано или поздно, даже при самых идеальных условиях – прекрасной атмосфере в заведении и его статусе – он начнет думать о профессиональном росте, о переходе на более высокооплачиваемую позицию шеф-бариста. И это следует воспринимать не как требование одного из сотрудников, а как воз- можность развития для бизнеса. Опытный бариста в какой-то момент может задуматься и о переходе в трейдеры зеленого кофе или в обжарщики, или вообще о собственном бизнесе. Кто стоит за стойкой – обычный бариста, суперпрофессионал или человек, который скоро начнет сам жарить кофе для этой же кофейни или для другой, или откроет кофейню, став через какое-то время вашим конкурентом? Останется этот человек с вами или уйдет, зависит только от вас.
Силой удержать бариста невозможно, но оставить его в своей компании, предложив более привлекательные и перспективные для него условия, вполне реально. Представьте, если бариста задумал уйти от вас и открыть свою кофейню. Первое что его ждет – тот этап, который вы уже когда-то прошли: планирование, финансы и т.п. Для него, новичка в самостоятельном ведении бизнеса, этот этап будет непростым, и никто не даст 100% гарантии, что его дело наладится и не развалится. При этом вам с уходом такого сотрудника в свободное плавание придется вновь начинать поиски «своего профессионала». Разве не выгоднее объединиться и укрепить статус уже работающего заведения, перейдя на новый уровень рабочих отношений? Для бариста – это осуществление его планов, а для вас – продолжение работы с проверенным профессионалом, который теперь будет относиться к кофешопу не только, как работник, но и как владелец, тоже заинтересованный в развитии заведения. Если вы четко осознаете важность этого человека для дела, цените его навыки, его роль в кофейне и не хотите рисковать качеством и профессионализмом вашей команды, задумайтесь, готовы ли вы в будущем отдать своему бариста, например, долю в бизнесе? Какими качествами должен обладать ваш будущий партнер-ба- риста с которым вы будете вести бизнес? Соответствует ли он им? Готовы ли вы сами к этому в будущем? Чего вы хотите для своей кофейни? Но не пугайтесь, этот момент наступает не сразу, однако задуматься о том, что он все-таки наступит, стоит.
В завершение отметим: независимо от того, какой бариста принят в новую кофейню – «с нуля», с опытом или профессионал, продолжительность времени, в течение которого он останется в заведении, в 80 процентах случаев зависит от его вла- дельца. Для настоящих бариста работа – это очень серьёзное увлечение, для которого важно вдохновение, а для вдохновения важна окружающая обстановка. Понятно, что у руководителя множество других неотложных и важных дел, но успех заведения складывается из желания руководства решать вопросы комплексно и готовности вдохновенно работать в команде, постоянно думая и о том, как улучшить эспрессо, придумать сверх- крутой молочный напиток для зимнего меню или как поэкспериментировать с альтернативными способами заваривания, чтобы создать эксклюзив.