11 сентября 2020

Почему тяжело выбрать поставщика кофе?

Опыт региона
Если кто-то не знает- скажу, что в кофейной сфере я не новичок, но с точки зрения «предпринимательства»- я совсем еще «зелень». И если кто-то скажет, что поставщика кофе выбрать легко - я поспорю, хотя год назад я бы так и сказала.

Наше кофейное пространство основано на том, чтобы быть индивидуальными и «эксклюзивными» насколько это возможно. В части кофе это значит, что мы хотим привозить зерно от компаний, которых в нашем регионе нет. Это абсолютно не означает, что нам не нравятся наши местные обжарщики и т.п. это значит лишь то, что мы хотим разнообразить вкусовой опыт и привозить разные компании, пробовать их сами и давать возможность пробовать и покупать это зерно другим. На этом заканчивается «мой внутренний бариста», и дальше вступает предприниматель. Будем честными – мы все хотим зарабатывать деньги, но пока ты просто бариста, ты особо не вникаешь в такие «мелочи» как наценка, себестоимость, транспортировка и т.д. ты знаешь о них! Но все же не вникаешь! и это действительно мелочи, которые в итоге кооперируются в одну большую крупненькую сумму. В это заметке речь пойдет скорее о деньгах, чем о том, чей кофе более вкусный.

Пока некоторые компании борятся за честную цену для фермеров (что безусловно волнует от части и меня) – они/другие абсолютно забывают, про потребителей, которые будут пить их кофе.
Что «сидит» у меня в голове и что хочется опровергнуть:
«Цены на кофе для регионов дороже, при этом уровень ЗП ниже»
«Кофейные компании о нас не забояться и думают что Иркутск это где-то за МКАДом»
«Компании однодневки/одногодки, которые «бьют в лоб», что их компания выпускает самый лучший кофе- скорее всего, через год этой компании не станет. Создается ощущение, что думают только о себе»

По пунктам:
Итак, я хочу привезти и продавать зерно, которое никто не привозит у меня в регион. Нахожу кофейную компанию- чаще всего это, конечно, Москва/Питер ( я не буду писать о зарубежке), но так или иначе-это отдаленный от моего регион. У этой компании скорее всего есть сайт, на котором их кофе продается и есть розничные цены. Ок. Пишем компании- запрашиваем оптовый прайс. Получаем его и видим, чаще всего, что самые выгодные цены приходятся на объём от 50-80 кг! Но разница от розницы (не у всех, но у большинства) около 20%.

Что это значит говоря простым языком?
Это значит, что прибавляя все свои расходы к цене пачки – транспортировку, зп бариста и т.д. я либо- просто выхожу в ноль (не очень, да, ситуация для бизнесмена), либо цена пачки становится настолько высока, что гости не могут себе это позволить или могут, но раз в месяц. И действительно выгоднее заказать напрямую со своей личной доставкой. Заказывать же бОльшими объёмами не вариант, потому что:
а) увеличишь объем- сумма доставки увеличиться тоже;
б) ты можешь просто не реализовать весь кофе свежим, а терять качество не хочется.
Из этого вывод: цены на кофе для региона выходят дороже, при этом уровень дохода населения ниже. Не думаю, что кофейные компании вообще думали об этом вопросе с этой стороны.

Следующее цепляется друг за друга. Большинство компаний не особо смотрят «в даль»- да, скорее всего это про перспективу развития. Не спешите кидаться в меня камнями, я немного о другом. Все хотят стать известными и продавать много кофе, в своих регионах и дальше. Но точечной проработки доставки и изучения регионов нет ни у кого. Кто из компаний считает примерную наценку на пачку кофе исходя из средней стоимости доставки? Прикидывали в уме сколько люди зарабатывают в этом городе? Смогут ли они позволить себе пить ваш кофе каждый день? Ой, ну вряд ли! Была и совсем абсурдная история когда спросили: а Иркутск- это где-то за МКАДом?- смешно и больно.
Есть такие компании, которые хотят чтоб их зерно покупали большими объёмами, но при этом они абсолютно ничего не сделали для того, чтобы их знали у нас тут – в регионах.  Да, безусловно, вы популярны- у себя в городе и под вашими фотками много лайков в инсте, но обычный потребитель НИЧЕГО об вас не знает. Конечно я расскажу о вашей компании, продавая ваш кофе- но это капля в море- что, с этой точки зрения сделали вы? Взяли такую же зеленку, как и соседний обжарщик, пожарили, налепили свою классную этикетку сфоткали в инсту? Очень круто) лайк!

Последний момент очень серьезный. Кода говорят о нестабильности российских кофейных компаний, чаще всего подразумевают нестабильность именно кофе/зерна, а я бы хотела поговорить именно о нестабильности компании. Вы можете быть уверенны, что компания, которая сейчас очень хайповая в Москве (любая новая компания икс)- будет существовать через год? Что у нее останется тот же обжарщик, что внутри компании не будет никаких перебоев, персонал не будет меняться и компания не закроется через год? Конечно нет. Конечно точно такие вопросы можно задать и к компаниям большим и те, кто на рынке давно! А что это за компании? Их пересчитать по пальцам! На самом деле даже 10 компаний перечислить сложно! Все дело в том, ч то очень тяжело найти действительно стабильную компанию к которой будешь уверен. Соц. сети, красивые картинки, зерно 90+, обещания и миссия очередной новой компании- начало бизнеса, время энтузиазма. Бизнес идет, и компания понимает, что не выживает ( по тем или иным причинам), кто-то из персонала уходит работать в другую компанию, что то меняется (дело обычное). Но необычно дело для кофейни, для любой другой компании, которая рассчитывала на долгое сотрудничество- ведь она верила, что они с ними будут работать долго, качественно и стабильно) Понятно, что кофейная компания, конечно тоже верила, но  это бизнес и такое случается, но последнее время это случается слишком часто.
Итог: хорошо, если среди большого потока компаний ты успеваешь поймать момент расцвета кофейной компании или находишь, действительно ТУ, стабильную!
А еще лучше, честно говоря, иметь кофейных друзей. Есть еще вариант быть предпринимателем с «чуйкой»- но это, говорят, дано мало кому.

Ищите и экспериментируйте! Спасибо, кто услышал :0 И как сказал один кофейный чувак партнёрство- это лучший вариант бизнеса...

freelancebarista